1 Кодекс профессиональной этики педагогических работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения Юговский детский сад «Ручеек» I. Общие положения 1.1. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения педагогических работников муниципального дошкольного образовательного учреждения Юговский детский сад «Ручеек» (далее - Кодекс) представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться все работники муниципального дошкольного образовательного учреждения Юговский детский сад «Ручеек» (далее - Учреждение) не зависимо от замещаемых ими должностей. 1.2. Кодекс разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции», Федеральным законом №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (п.4 ст.47; п.4 ст.48) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами внутреннего трудового распорядка работников Учреждения, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства. 1. 3. Целью Кодекс является: - установление этических норм и правил служебного поведения педагогических работников Учреждения, для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, - содействие укреплению авторитета педагогических работников Учреждения, - обеспечения единых норм их поведения педагогических работников. 1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании. 1.5. долгом каждого педагогического работника Учреждения и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности. 1.6. Каждому педагогическому работнику Учреждения следует принимать все необходимые меры для соблюдения Кодекса, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника Уреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Кодексом. 1.7. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в Учреждение, вправе, изучив содержание настоящего Кодекса, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в Учреждении. 2 I. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью 2.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности. 2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: - законность; - объективность; - компетентность; - независимость; - тщательность; - справедливость; - честность; - гуманность; - демократичность; - профессионализм; - взаимоуважение; - конфиденциальность. 2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны: 1) оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения еѐ престижа; 2) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Учреждения; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Учреждения в целом, так и каждого педагогического работника; 3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий; 4) не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; 5) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений; 6) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 7) уведомлять администрацию Учреждения обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; 8) соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты; 9) проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования; 10) проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и концессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 11) придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на Учреждение социальных функций; 12) принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению 3 возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; 13) быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; 14) обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; 15) поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование; 16) не терять чувство меры и самообладания; 17) соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний; 18) постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности; 19) поддерживать порядок на рабочем месте; 20) соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде. 2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм: 1) ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении; 2) грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка; 3) содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения; 4) логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей; 5) доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации; 6) лаконичности, отражающей краткость и понятность речи; 7) уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации. 2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от: 1) поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Учреждения; 2) пренебрежительных отзывов о деятельности своего Учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими Учреждениями; 3) преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; 4) проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; 5) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; 6) высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определѐнных социальных, национальных или концессионных групп; 7) резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; 8) грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; 9) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; 10) поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам; 11) коррупционно опасного поведения. 4 2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей. 2.7. Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильноготелефона должен быть отключен. 2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учѐт интересов Учреждения в целом. 2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию Учреждения по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано. III. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками 3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками: 1) признают уникальность, индивидуальность и определѐнные личные потребности каждого; 2) сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении; 3) стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала; 4) выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим; 5) при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения; 6) проявляют толерантность; 7) защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия; 8) принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия; 9) осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы; 10) прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека; 11) вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвящѐнного общества, где есть место для каждого; 12) стремятся стать для них положительным примером; 13) применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием; 14) гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент. 3.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны воздерживаться от: 1) навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений; 2) оценки их личности и личности их законных представителей; 3) предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков; 4) предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников; 5) отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для 5 объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время; 6) требования платы за дополнительные образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 7) проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации; 8) употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей; 9) курения в помещениях и на территории Учреждения. IV. Обязательства педагогических работников перед родителями (законными представителями) воспитанников 4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников должны: 1) помнить, что большинство обратившихся законных представителей воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе Учреждения в целом; 2) начинать общение с приветствия; 3) проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; 4) выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; 5) относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь; 6) высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; 7) выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы; 8) разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу; 9) принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица). 4.2. В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников педагогические работники не должны: 1) заставлять их необоснованно долго ожидать приѐма; 2) перебивать их в грубой форме; 3) проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; 4) разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; 5) разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных представителях; 6) переносить своѐ отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей. 4.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить родителей (законных представителей) активно участвовать в воспитании их ребѐнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребѐнка формы работы. 4.4. Рекомендуется не принимать на свой счѐт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал. 4.5. В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя) воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. 6 V. Обязательства педагогических работников перед коллегами 5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами: 1) поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути; поддерживают и продвигают их интересы; 2) помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами Учреждения 5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от: 1) пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей; 2) предвзятого и необъективного отношения к коллегам; 3) обсуждения их недостатков и личной жизни. VI. Обязательства педагогических работников перед администрацией Учреждения 6.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством. 6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней. VII. Обязательства администрации Учреждения перед педагогическими работниками 7.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в Учреждении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. 7.2. Делать всѐ возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника. 7.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников. 7.4. Представителям администрации следует: 1) формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения; 2) быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения; 3) помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды; 4) регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики; 5) пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе; 6) обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений; 7) способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности Учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников; 7 8) оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, таки в быту. 7.5. Представитель администрации не имеет морального права: 1) перекладывать свою ответственность на подчинѐнных; 2) использовать служебное положение в личных интересах; 3) проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость; 4) создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе; 5) обсуждать с подчинѐнными действия вышестоящих руководителей; 6) предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений; 7) демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам; 8) умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. VIII. Контроль за соблюдением Кодекса 8.1. Для контроля соблюдения настоящего Кодекса, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом заведующего создаѐтся комиссия по профессиональной этике. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников. 8.2. В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Кодексом и Положением о комиссии по профессиональной этике. IX. Ответственность за нарушение Кодекса 9.1. Нарушение педагогическим работником Учреждения настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом Учреждения и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 9.2. Соблюдение педагогическим работником Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. 9.3. Нарушение правил антикоррупционного поведения влечет проведение служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно-опасной ситуации. 8