12.04.2022
Золотые чаши. Хохломская роспись
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния.
Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы
в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома —
отсюда и название народного промысла.
Мастер начинал работу с битья баклуш —
готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них
вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще
не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали
и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных
и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы,
ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали
крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица
мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».
Изделия два-три раза покрывали олифой,
в поверхность втирали оловянный или алюминиевый порошок и сушили
их в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок
и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить
на Макарьевскую ярмарку,
куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские
изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда
на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы
и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские
купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Гжель
Гжельская глина известна со времен Ивана
Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды
для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века
в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал
в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой
посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода
на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же
оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной
чертой гжельской росписи.
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью
изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор
окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая
трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она
выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью
и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь
называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит
щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали
глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали
свой традиционный вид.
Федоскинская лаковая миниатюра
Вскоре ассортимент
расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая.
Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали
расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время
работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета
становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали
русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни:
гулянья, пляски и чаепития.
На изящные миниатюрные
изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше
становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами.
Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце.
Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Три мира узоров.
Мезенская роспись
Мезенская роспись появилась
в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое
древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка —
относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса
(круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки.
К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала
деревня Палащелье.
Подготовленную
посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному
дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или
тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные
узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю
и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией,
узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были
животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки
геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков
и решеток.
Мезенской
росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали
по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах
и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить
контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго
тренировались — писали палочки и линии.
«Здесь живут подносами».
Жостовская роспись
Главным мотивом жостовской росписи
стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли
четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок»
и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали
яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка
создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли
в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки
из перламутра.
«Здесь живут подносами, ими мыслят
и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне
напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют
расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили
и указатели к деревне.
Конь-качалка, конь-каталка.
Городецкая
роспись
Городецкая роспись отличалась
контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными
шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой
и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные
чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного
городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов,
ромашек, купавок.
Цветными рисунками украшали ложки
и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы
изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки
и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца,
утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали
деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера
не использовали в работе ни клей, ни гвозди:
с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более
тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», —
говорили в Городце.
«Чудо, созданное
революцией».
Палехская лаковая
миниатюра
История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII
столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села
Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х
годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.
Родоначальником палехского стиля
считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую
лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе
открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при
на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Палехские мастера создавали
шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе
иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками,
изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным
золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными
сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров
герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица,
Серебряное Копытце и царь Салтан.
«Когда
мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно
собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство
своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».
Александр Котухин, миниатюрист
В 1932 году палехские художники
встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним
из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван
Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».