Кодекс пед этики

1

Кодекс профессиональной этики педагогических работников
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
Юговский детский сад «Ручеек»
I. Общие положения
1.1. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения педагогических
работников муниципального дошкольного образовательного учреждения Юговский детский
сад «Ручеек» (далее - Кодекс) представляет собой свод общих принципов профессиональной
этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться все
работники муниципального дошкольного образовательного учреждения Юговский детский
сад «Ручеек» (далее - Учреждение) не зависимо от замещаемых ими должностей.
1.2. Кодекс разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции», Федеральным
законом №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (п.4 ст.47; п.4
ст.48) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами
внутреннего трудового распорядка работников Учреждения, а также основан на
общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1. 3. Целью Кодекс является:
- установление этических норм и правил служебного поведения педагогических
работников Учреждения, для достойного выполнения ими своей профессиональной
деятельности,
- содействие укреплению авторитета педагогических работников Учреждения,
- обеспечения единых норм их поведения педагогических работников.
1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на
нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном
сознании.
1.5. долгом каждого педагогического работника Учреждения и обязательным
критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
1.6. Каждому педагогическому работнику Учреждения следует принимать все
необходимые меры для соблюдения Кодекса, а каждый участник образовательных
отношений вправе ожидать от педагогического работника Уреждения поведения в
отношениях с ним в соответствии с настоящим Кодексом.
1.7. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в Учреждение, вправе, изучив содержание настоящего Кодекса,
принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в Учреждении.

2

I. Обязательства педагогических работников
перед профессиональной деятельностью
2.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и
достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
должны соблюдать следующие этические принципы:
- законность;
- объективность;
- компетентность;
- независимость;
- тщательность;
- справедливость;
- честность;
- гуманность;
- демократичность;
- профессионализм;
- взаимоуважение;
- конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами,
обществом и государством, призваны:
1) оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной
деятельности, прилагать усилия для повышения еѐ престижа;
2) исполнять должностные обязанности
добросовестно и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Учреждения;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Учреждения в
целом, так и каждого педагогического работника;
3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;
4) не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным
группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан,
профессиональных или социальных групп и организаций;
5) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную деятельность решений политических партий и общественных
объединений;
6) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
7) уведомлять администрацию Учреждения обо всех случаях обращения к ним
каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
8) соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и
запреты;
9) проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений
в сфере образования;
10) проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных
групп
и концессий, способствовать
межнациональному и
межконфессиональному согласию;
11) придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на Учреждение социальных функций;
12) принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению
3

возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
13) быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
14) обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и
навыков;
15) поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через
образование;
16) не терять чувство меры и самообладания;
17) соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
18) постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению
ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
19) поддерживать порядок на рабочем месте;
20) соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем
виде.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является
культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли,
придерживаясь следующих речевых норм:
1) ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
2) грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского
литературного языка;
3) содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и
информативности обращения;
4) логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и
обоснованность изложения мыслей;
5) доказательности,
включающей в себя достоверность и
объективность информации;
6) лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
7) уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к
конкретной ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
1) поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении
педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных
ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Учреждения;
2) пренебрежительных отзывов о деятельности своего Учреждения или проведения
необоснованных сравнений его с другими Учреждениями;
3) преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
4) проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
5) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
6) высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определѐнных социальных, национальных или концессионных групп;
7) резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
8) грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
9) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
10) поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или)
моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона,
нравственным принципам и нормам;
11) коррупционно опасного поведения.
4

2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по
обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное
разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с
исполнением своих должностных обязанностей.
2.7. Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не
допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильноготелефона должен быть
отключен.
2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учѐт интересов Учреждения в целом.
2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной
этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию Учреждения по
профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
III.

Обязательства педагогических работников
перед воспитанниками

3.1. Педагогические
работники в процессе взаимодействия с
воспитанниками:
1) признают
уникальность, индивидуальность и определѐнные
личные потребности каждого;
2) сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
3) стараются
обеспечить поддержку каждому для наилучшего
раскрытия и применения его потенциала;
4) выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие
самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания,
желания сотрудничать и помогать другим;
5) при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать
мотивацию обучения;
6) проявляют толерантность;
7) защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы
защитить их от физического и (или) психологического насилия;
8) принимают
всевозможные меры, чтобы уберечь их от
сексуального домогательства и (или) насилия;
9) осуществляют
должную
заботу
и обеспечивают
конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
10) прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
11) вселяют в них
чувство, что они являются частью взаимно
посвящѐнного общества, где есть место для каждого;
12) стремятся стать для них положительным примером;
13) применяют
свою власть с соблюдением законодательных и
моральных норм и состраданием;
14) гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы
как идеологический и религиозный инструмент.
3.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
1) навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
2) оценки их личности и личности их законных представителей;
3) предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
4) предвзятой
и необъективной оценки действий законных
представителей воспитанников;
5) отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и
психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для
5

объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести
индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;
6) требования платы за дополнительные образовательные услуги в рамках
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
7) проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;
8) употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения
должностных обязанностей;
9) курения в помещениях и на территории Учреждения.
IV.

Обязательства педагогических работников перед родителями (законными
представителями) воспитанников

4.1.
Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников должны:
1) помнить, что большинство обратившихся законных представителей
воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой.
От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их
мнение о педагогических работниках и работе Учреждения в целом;
2) начинать общение с приветствия;
3) проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
4) выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего,
проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
5) относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам,
оказывать им необходимую помощь;
6)
высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется,
спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
7) выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в
корректной форме задать уточняющие вопросы;
8) разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу;
9)
принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий
сообщить координаты полномочного лица).
4.2. В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников педагогические работники не должны:
1) заставлять их необоснованно долго ожидать приѐма;
2) перебивать их в грубой форме;
3) проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
4) разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
5) разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных
представителях;
6) переносить своѐ отношение к законным представителям воспитанников на оценку
личности и достижений их детей.
4.3.
Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить
родителей (законных представителей) активно участвовать в воспитании их ребѐнка и
поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой
оптимальной и подходящей для их ребѐнка формы работы.
4.4.
Рекомендуется не принимать на свой счѐт обидных и несправедливых
замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную
ситуацию или скандал.
4.5.
В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного
представителя) воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять
эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
6

V.

Обязательства педагогических работников перед коллегами

5.1.
Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
1) поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения
и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего
профессионального пути;
поддерживают и продвигают их интересы;
2) помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного
действующим законодательством и локальными актами Учреждения
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
1) пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
2) предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
3) обсуждения их недостатков и личной жизни.
VI.

Обязательства педагогических работников перед
администрацией Учреждения

6.1.
Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и
имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим
законодательством.
6.2.
В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники
обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.
VII.

Обязательства администрации Учреждения перед
педагогическими работниками

7.1.
Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и
безупречной репутации, способствовать формированию в Учреждении благоприятного для
эффективной работы морально-психологического климата.
7.2.
Делать всѐ возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого
педагогического работника.
7.3.
Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного
вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных
обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.
7.4.
Представителям администрации следует:
1) формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего
Положения;
2) быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего
Положения;
3) помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально
психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
4) регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
5) пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия
в коллективе;
6) обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
7) способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности
Учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка
необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в
законности действий педагогических работников;
7

8) оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, таки в быту.
7.5.
Представитель администрации не имеет морального права:
1) перекладывать свою ответственность на подчинѐнных;
2) использовать служебное положение в личных интересах;
3) проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
4) создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
5) обсуждать с подчинѐнными действия вышестоящих руководителей;
6) предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам
родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной
преданности, приятельских отношений;
7) демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные
полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать,
необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
8) умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки
интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
VIII.

Контроль за соблюдением Кодекса

8.1.
Для контроля соблюдения настоящего Кодекса, поддержки педагогических
работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а
также урегулирования спорных ситуаций приказом заведующего создаѐтся комиссия по
профессиональной этике. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и
авторитетные представители педагогических работников.
8.2.
В
своей
деятельности
комиссия
руководствуется
действующим
законодательством об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Кодексом и
Положением о комиссии по профессиональной этике.
IX.

Ответственность за нарушение Кодекса

9.1. Нарушение педагогическим работником Учреждения настоящего Кодекса
рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных
уставом Учреждения и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
9.2. Соблюдение педагогическим работником Кодекса может учитываться при
проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности,
при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником,
выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с
продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно
исполняющих трудовые обязанности.
9.3. Нарушение правил антикоррупционного поведения влечет проведение
служебного расследования по обстоятельствам возникновения коррупционно-опасной
ситуации.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».