Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ ЮДС «Ручеек» созданы все необходимые условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные учебные кабинеты в детском саду
отсутствуют. Образовательная деятельность в том числе воспитанников с ОВЗ и
детей инвалидов, проводится в групповых помещениях.
Пространство организовано таким образом, чтобы
было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью
для детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены
детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников
с ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с
учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной,
самостоятельной деятельности дошкольников.
Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, соответствующая современными требованиями. Развивающая предметно-пространственная среда в группах (РППС) развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника.
Дошкольники
должны много двигаться, поэтому в помещении группы имеется
всё необходимое для развития двигательной активности детей.
Разнообразное оформление приёмной, групповой, спальни помогает детям с ОВЗ и инвалидам быстрее
адаптироваться в стенах детского сада, почувствовать его доброжелательную
атмосферу, способствует эстетическому воспитанию детей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения
практических занятий с воспитанниками с ОВЗ
и детьми инвалидами в учреждении используются: групповое помещение, музыкальный
и физкультурный зал.
Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и
праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, баян, акустической системой, сабвуфером, магнитофоном. Имеется
костюмерная, которая регулярно пополняется.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
детском саду отдельного помещения библиотеки нет,
литература находится в методическом кабинете, у воспитателей в групповом помещении. Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями,
справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в
соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
В методическом кабинете имеются: компьютер, принтер, сканер,
фотоаппарат, стеллажи для пособий и методической литературы для
воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения
образовательной деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками
с ОВЗ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности
детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения
функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и
способностей. В детском саду имеется стандартное и нестандартное оборудование и
спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной
работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных
типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с
песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры,
скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие
блоки и др. Спортивный зал обеспечен всем необходимым для занятий воспитанников
с инвалидностью и ОВЗ.
Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников с
НОДА, тяжелыми нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и
познавательной сферы) используется различный инвентарь, в том числе, мягкий.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей,
требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и
пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На улице нет специальной спортивной
площадки, но прогулочный участок адаптирован для проведения занятий физической
культурой и спортом, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов. Прогулочная площадка й группы оборудована игровым и спортивным
оборудованием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наша дошкольная организация
обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий
с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами:
• игровым и учебным оборудованием
(игры, игрушки, учебные пособия),
• спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.),
• музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики
и др.),
• учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
• мультимедийными проекторами (переносной), магнитофон, музыкальным центром и др.
• печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации
образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и
достаточности для организации образовательной, коррекционной работы,
методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также
обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности
детей с ОВЗ и детей -инвалидов:
Комплексное оснащение
воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации
как совместной деятельности взрослого и воспитанников с ОВЗ и
детьми-инвалидами, так и самостоятельной деятельности воспитанников. ДОУ
оснащен современной оргтехникой: имеются в наличииноутбук, принтер, сканер, музыкальный центр, ламинатор, фотоаппарат. Имеется
коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется в зависимости от
потребности ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим,
педагогическим и эстетическим требованиям.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
На входных воротах на территорию учреждения размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, также кнопка вызова.
Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – не предусмотрена.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .
Специальные условия питания
В детском
саду организовано четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотнённый
полдник) соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям. Дети с ОВЗ и
дети-инвалиды питаются совместно с другими воспитанниками.
В каждой группе вывешивается меню (в
том числе диета) на каждый день, подписанное заведующим детским садом. Меню
сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, выведены калории.
Медицинской сестрыв ДОУ - нет.
Ежедневно берутся суточные пробы для
контроля качества и выполнения норм питания. Родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с
цикличным десятидневным меню
Соблюдение
санитарно – гигиенических требований СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» контролируется заведующей.
Обеспечивается
систематический контроль санитарно-гигиенической безопасности питания
воспитанников, в том числе, воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов и детей.
Специальные условия охраны здоровья
В детском саду созданы все условия для
охраны здоровья воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Организацию
оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам, в том числе с ОВЗ и
детям – инвалидам осуществляют органы исполнительной власти в сфере
здравоохранения.
Медицинское обслуживание воспитанников
организовано квалифицированными медицинскими работниками ГБУЗ
"Прибайкальский ЦРБ".
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ с детьми инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
Большое внимание в детском саду
уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по
сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных
особенностей детей; путём
• оптимизации
режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН);
• осуществления
профилактических мероприятий;
• контроля
за физическим и психическим состоянием детей;
• проведения
закаливающих процедур;
• обеспечения
условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
• формирование
у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Основная коррекционно-развивающая и
оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в
комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в
соответствии с его возможностями.
Каждый педагог в образовательной и
свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно -
развивающие задачи. Как правило у детей с ОВЗ изменен мышечный тонус, особое внимание уделяют упражнениям на осанку
и активное расслабление, и напряжение мышц (в зависимости от диагноза). Разная
амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту
дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи,
артикуляции и силы голоса. При выполнении физических упражнений организму
требуется больше кислорода, однако дети с тяжёлыми нарушениями речи при
выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для
таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над
физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох
длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно - временной
ориентировки и зрительно - моторной координации могут стать причиной моторной и
оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения
речью и письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и
практического опыта. Соответственно возникает необходимость проведения
комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая
включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую
гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций
(внимания, памяти, мышления).
В течение
года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности
каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия
для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в
свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое
оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры,
физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные
игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Работа воспитателей позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья
воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости
детей и повышение двигательной активности
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ
воспитанникам с ОВЗ и детям-инвалидам к сети Интернет не предоставляется.
Педагоги
ДОУ имеют доступ к информационным системам и информационно –
телекоммуникационным сетям ежедневно и используют полученную информацию при
проведении непрерывной образовательной деятельности, в процессе индивидуальной
и коллективной работы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронных образовательных ресурсов,
к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья у детского сада нет. Доступ обучающихся
к электронным ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользованияне предусмотрено.